Надо же — праздник Йоль — так бы и написали — ЕЛЬ.
Самую длинную зимнюю ночь проспали… теперь на убыль пойдёт.
Зимнее солнцестояние праздновали предки всех ныне живущих людей. Как-то по своему, но отмечали этот день. Наши — славянские — особым способом звали Духов лесов, воды, глубоких урочищ, украшая свои дома веточками, вениками и еловыми лапками. Мол, вокруг дома гостюйте, а в дом ни-ни…
А чтобы взбодриться самим, да Духам дать раздолье, наряжались в вывернутые дохи, украшали шапки кто чем мог — рогами домашних коз, ленточками, цветными тряпочками — эт позже стали на красоту смотреть, а поначалу, что находили подходяшего то и на голову, чтобы Духи за своих приняли, да по домам с песнями требовать «жертву»…- так поверье зародилось, который хозяин щедрый, того Духи весь год охранять станут, а который не даёт ни шиша (кстати, с тех же времён — шишки к лакомству приравнивались, эт позже опошлили и стали так фигу называть) у того, то корову в лесах закружат, что на урожай хлебный насекомых нашлют, да мало ли пакостей нечистые из лесов принести могут.
А предки то — люди бывалые, знали и чувствовали больше нашего, ибо не было у них радио, ТВизора и других СМИ, потому они, сердешные Землю- матушку слушали и знали где какому Духу какое слово нашептать, да и на «жертву» всегда что-нибудь припасали. Бедные краюшку хлебца, да ягод замороженных кулёк, те, что побогаче шишками, да мясом жаренным откупались.
А те, что собирали это все — спешили в лес, разжигали костёр — что-то из снеди в костёр, ибо чувствовали, что Духи запахами питаются, что-то на пеньках да на веточках оставляли.
Скажу Вам праздник у белок, бурундуков, клестов, да всяких других птичек на следующий день был, ни в сказке сказать, ни пером описать. Да только и в нас живёт, где-то далеко, на генном уровне, таинственное ощущение, что гонит праздновать, кушать и творить дела добрые, что сейчас БлагоТворительностью кличут.